7 мифов о воспитании, которые мешают ребенку быть счастливым"#Дистанционное образование#Работа с родителями
moderator2 - чт, 07/05/2020 - 17:06
7 мифов о воспитании которые мешают ребенку быть счастливым.
Воспитывая ребенка, родители довольно часто полагаются на мнения, которые сложились в обществе. Но иногда эти представления оказываются ошибочными. Чтобы вырастить малыша счастливым и уверенным в себе, необходимо критически относиться к распространенным стереотипам и уметь отличать научно обоснованные воспитательные концепции от мифов.
Миф №1. Истерики – это плохо и ненормально
Каждый родитель дошкольника рано или поздно сталкивается с истериками малыша. В этом состоянии дети могут кричать, плакать, падать на пол, стучать кулаками и даже биться головой об стену. Маленькому ребенку тяжело выйти из этого состояния самостоятельно, поэтому истерика может длиться достаточно долгое время. Часто взрослые не знают, как вести себя в подобных ситуациях, испытывают стыд и чувство вины, думают, что истерики – это ненормально. Однако даже самые уравновешенные крохи время от времени впадают в истерику, казалось бы, на ровном месте. Наиболее часто это происходит в периоды кризисов 1 года и 3 лет, когда малыш хочет быть независимым и самостоятельным. Также причинами истерик могут быть переутомление и перевозбуждение, физический дискомфорт, плохое самочувствие, нехватка внимания, запреты, непоследовательность взрослых. Некоторые истерики возникают неосознанно, а другие ребенок провоцирует специально, стремясь добиться от взрослых желаемого результата. Сталкиваясь с подобной манипулятивной истерикой, или истерикой «верхнего этажа», важно не поддаваться на провокации и четко дать понять крохе, что такой метод заполучения желаемого не является конструктивным. Когда ребенок поймет, что истерика не эффективна, он перестанет вести себя данным образом. Если же истерика ребенка происходит неосознанно (истерика «нижнего этажа»), в первую очередь нужно поддержать малыша и принять его эмоции. Когда эмоциональный всплеск немного спадет, кроха сможет воспринимать Ваши слова.
Истерика – это один из способов ребенка выразить свои чувства и переживания. По мере взросления дошкольники учатся контролировать эмоции и высказывать требования словами.
Миф №2. Мальчики не должны плакать
Многих из нас в детстве учили подавлять свои эмоции. И если бурно проявлять радость еще приемлемо, то негативные эмоции всегда были под запретом: бояться, злиться, плакать – все это стыдно и некрасиво. «Мужчины не плачут» или «не дерись – ты же девочка» - это стереотипные фразы, которые вынуждают детей подавлять свои эмоции. Эти высказывания обесценивают чувства ребенка и заставляют его стыдиться себя. Психологи уверены, что сдерживание сильных эмоций в детском возрасте может приводить к неврозам и психологическим проблемам во взрослой жизни. Поэтому важно признавать и уважать право малыша на выражение своих чувств. Чаще разговаривайте с крохой и описывайте его состояние на данный момент: «ты, наверно, расстроился, потому что я не разрешила тебе взять печенье» или «я понимаю, ты злишься…». Называя эмоцию ребенка вслух, вы помогаете ему лучше узнать самого себя. Впоследствии малыш научится и контролировать эмоции.
Миф №3. Дети всегда должны слушаться старших
Многие из нас привыкли, что нужно учить детей быть послушными, прислушиваться к мнению старших и следовать их указаниям. Но в экстренной ситуации, когда к малышу подходит незнакомец, такая модель поведения может стать роковой ошибкой. Чужой человек легко входит в доверие к дошкольнику, назвав его по имени, пообещав отвести к маме илизаинтересовав малыша игрушкой/питомцем/конфетой. Объясните крохе, что с чужим человеком можно и даже нужно быть непослушным и «плохим». Если с малышом заговорил незнакомец, а рядом нет близких, нужно громко кричать «Я его не знаю! Помогите!». Нужно учить ребенка отстаивать свои границы и не бояться конфликтовать.
Важно объяснить ребенку, что он не обязан слушаться всех взрослых, и может говорить «нет» чужим людям, кричать и убегать, если что-то ему не нравится или кажется странным.
Миф №4. Ребенок обязан делиться
Часто взрослые заставляют малыша отдать свою игрушку другому ребенку из соображений вежливости и даже ругают за малейшее проявление жадности, обосновывая это тем, что «жадничать нельзя», «нужно делиться с другими», «ты все равно сейчас не играешь с этой машинкой». Для крохи такое объяснение является пустым звуком, он просто не понимает, почему он должен отдать кому-то свою вещь, даже если сам он не пользуется ей в данный момент. Двухлетние дети воспринимает свои вещи как продолжение себя, чьи-либо попытки завладеть ими воспринимаются ребенком как посягательство на него самого. Жадность в младшем дошкольном возрасте – это нормально и естественно. По мере взросления у ребенка меняется система ценностей, и на первый план выходят отношения со сверстниками. Малыш начинает понимать, что делиться - приятно и выгодно. Но иногда ребенку требуется помощь, чтобы «перерасти» желание безраздельно обладать чем-либо:
Учите малыша проявлять заботу об окружающих (на собственном примере, а также с помощью бесед, игр, чтения книг и просмотра мультфильмов);
Не ругайте ребенка за жадность, особенно при свидетелях. Не стоит запрещать крохе защищать свое «имущество», так он научится отстаивать свои интересы, но нужно научить его делать это приемлемым способом;
Хвалите кроху за щедрость;
Проговаривайте ребенку, как радуется друг, с которым он поделился и как расстроился малыш, которому не дали поиграть с игрушкой;
Акцентируйте внимание ребенка на том, что он отдает свою вещь ненадолго, и он обязательно скоро получит ее назад;
Научите малыша меняться игрушками;
Чтобы не провоцировать конфликт, предложите крохе брать на площадку или в гости только те игрушки, которыми он готов поделиться с другими детьми.
Учите ребенка защищать свои интересы. Взрослые, которые не умеют отказывать, часто испытывают трудности в общении, чувствуют себя беспомощными и ведомыми.
Миф №5. Чем больше игрушек, тем лучше
Современный рынок пестрит разнообразием игрушек. Выбрать ту, которая будет не только интересна, но и полезна для малыша, бывает совсем не легко. Часто родители, боясь упустить что-то важное и полезное, скупают детям огромное количество развивающих пособий и игрушек. Да и самим крохам всегда бывает мало. Однако если Вы понаблюдаете за своим малышом, то заметите, что с одними игрушками ребенок играет часто, а к другим почти не проявляет интереса. Психологи утверждают, что наличие слишком большого количество игрушек дома приносит крохе мало пользы. В этом случае они перестают иметь для малыша ценность, а многие из тех, что есть, лежат без дела. Чтобы этого не происходило, время от времени нужно убирать часть игрушек, а когда ребенок наиграется оставшимися, заменять и их. Среди игрушек должно быть разнообразие. Постарайтесь, чтобы у малыша были разные виды игрушек: музыкальные, спортивные, настольные и т.д. При выборе развивающих игр для своего ребенка мы рекомендуем Вам руководствоваться принципом «лучше меньше, да лучше». на возраст ребенка, его потребности и интересы. Кроме этого, детская игрушка должна быть качественной и безопасной. Также для игр вполне можно использовать различные предметы быта, а также игрушки, сделанные своими руками.
Миф №6. Взрослые всегда должны вмешиваться в конфликты детей
Когда малыш попадает в ситуацию конфликта, у родителей часто возникает острое желание вмешаться и защитить своего кроху. Но стоит понимать, что конфликтная ситуация – это бесценный опыт общения со сверстниками и, если воспользоваться ей с умом, то можно извлечь массу уроков. В конфликтах дети дошкольного возраста учатся договариваться и отстаивать свои границы. Поэтому лучше занять наблюдательную позицию и позволить крохе самому справиться с ситуацией. Если же ссора между детьми набирает серьезные обороты (например, есть реальная угроза здоровью), то, конечно, вмешаться необходимо. Спокойно поговорите с малышами, обсудите их эмоции по поводу случившего и причины конфликта, расскажите, как можно решить проблему. Чтобы ребенок, попав в конфликтную ситуацию, мог чувствовать себя уверенно, необходимо научить его таким навыкам, как:
Вступление в диалог;
Поддержание и завершение беседы (умение слушать, ясно высказывать свои мысли, объяснять);
Навыки речевого этикета (ребенок должен знать, какие слова существуют для знакомства, приветствия, прощания, отказа и так далее);
Невербальное общение (умение выразить свои эмоции с помощью жестов и мимики).
По возможности, не вмешивайтесь в детские конфликты, если в данный момент ничего не угрожает здоровью детей и их окружению.
Миф №7. За ложь всегда нужно наказывать
Узнать, что малыш говорит неправду – неприятно и обидно. Одной из распространенных первых реакций взрослых на детскую ложь, является желание наказать кроху, прочитать ему нотацию и заставить извиниться. Такие воспитательные меры, скорее всего, не возымеют успеха и только испортят отношения с ребенком. Чтобы малыш понял, что лгать – не выход, важно правильно отреагировать на его слова.
Будьте спокойны, постарайтесь справиться с негативными эмоциями. Останьтесь с ребенком наедине и обсудите случившееся.
Не устраивайте допросов. Это только усугубит ситуацию и заставит малыша «закрыться».
Четко выразите свою позицию. Дайте отрицательную оценку поступку, но не личности ребенка.
Если Вы догадываетесь о причине лжи, мягко обозначьте это («наверно, ты не хотел меня огорчать», «я понимаю, ты хочешь, чтобы я уделяла тебе больше внимания»). Следите за реакцией ребенка. Дети дошкольного возраста зачастую лгут неосознанно. В этом возрасте воображение малыша развито очень сильно, фантазии часто путаются с реальностью. Кроха может даже не заметить, что он говорит неправду.
Объясните ребенку, что если он признается в содеянном, Вы не перестанете его любить.
Хвалите кроху за честность и не бойтесь признавать перед ним свои ошибки. Чтобы малыш научился быть честным, перед его глазами должен быть правильный пример.
Выводы
Каждый родитель желает для своего ребенка только лучшего и осознает свою ответственность за то, каким он станет в будущем, как будет смотреть на мир и взаимодействовать с окружающими людьми. Задача взрослых – создать для малыша условия для разностороннего и гармоничного развития, поддерживать его, принимать таким, какой он есть. Каждый ребенок по-своему уникален, именно поэтому, воспитывая кроху, не нужно слепо идти на поводу у сложившихся в обществе стереотипов. Будьте союзником для своего малыша, и тогда он обязательно станет счастливым.
Миф №2. Мальчики не должны плакать
Многих из нас в детстве учили подавлять свои эмоции. И если бурно проявлять радость еще приемлемо, то негативные эмоции всегда были под запретом: бояться, злиться, плакать – все это стыдно и некрасиво. «Мужчины не плачут» или «не дерись – ты же девочка» - это стереотипные фразы, которые вынуждают детей подавлять свои эмоции. Эти высказывания обесценивают чувства ребенка и заставляют его стыдиться себя. Психологи уверены, что сдерживание сильных эмоций в детском возрасте может приводить к неврозам и психологическим проблемам во взрослой жизни. Поэтому важно признавать и уважать право малыша на выражение своих чувств. Чаще разговаривайте с крохой и описывайте его состояние на данный момент: «ты, наверно, расстроился, потому что я не разрешила тебе взять печенье» или «я понимаю, ты злишься…». Называя эмоцию ребенка вслух, вы помогаете ему лучше узнать самого себя. Впоследствии малыш научится и контролировать эмоции.
Миф №3. Дети всегда должны слушаться старших
Многие из нас привыкли, что нужно учить детей быть послушными, прислушиваться к мнению старших и следовать их указаниям. Но в экстренной ситуации, когда к малышу подходит незнакомец, такая модель поведения может стать роковой ошибкой. Чужой человек легко входит в доверие к дошкольнику, назвав его по имени, пообещав отвести к маме илизаинтересовав малыша игрушкой/питомцем/конфетой. Объясните крохе, что с чужим человеком можно и даже нужно быть непослушным и «плохим». Если с малышом заговорил незнакомец, а рядом нет близких, нужно громко кричать «Я его не знаю! Помогите!». Нужно учить ребенка отстаивать свои границы и не бояться конфликтовать.
Важно объяснить ребенку, что он не обязан слушаться всех взрослых, и может говорить «нет» чужим людям, кричать и убегать, если что-то ему не нравится или кажется странным.
Миф №4. Ребенок обязан делиться
Часто взрослые заставляют малыша отдать свою игрушку другому ребенку из соображений вежливости и даже ругают за малейшее проявление жадности, обосновывая это тем, что «жадничать нельзя», «нужно делиться с другими», «ты все равно сейчас не играешь с этой машинкой». Для крохи такое объяснение является пустым звуком, он просто не понимает, почему он должен отдать кому-то свою вещь, даже если сам он не пользуется ей в данный момент. Двухлетние дети воспринимает свои вещи как продолжение себя, чьи-либо попытки завладеть ими воспринимаются ребенком как посягательство на него самого. Жадность в младшем дошкольном возрасте – это нормально и естественно. По мере взросления у ребенка меняется система ценностей, и на первый план выходят отношения со сверстниками. Малыш начинает понимать, что делиться - приятно и выгодно. Но иногда ребенку требуется помощь, чтобы «перерасти» желание безраздельно обладать чем-либо:
Учите малыша проявлять заботу об окружающих (на собственном примере, а также с помощью бесед, игр, чтения книг и просмотра мультфильмов);
Не ругайте ребенка за жадность, особенно при свидетелях. Не стоит запрещать крохе защищать свое «имущество», так он научится отстаивать свои интересы, но нужно научить его делать это приемлемым способом;
Хвалите кроху за щедрость;
Проговаривайте ребенку, как радуется друг, с которым он поделился и как расстроился малыш, которому не дали поиграть с игрушкой;
Акцентируйте внимание ребенка на том, что он отдает свою вещь ненадолго, и он обязательно скоро получит ее назад;
Научите малыша меняться игрушками;
Чтобы не провоцировать конфликт, предложите крохе брать на площадку или в гости только те игрушки, которыми он готов поделиться с другими детьми.
Учите ребенка защищать свои интересы. Взрослые, которые не умеют отказывать, часто испытывают трудности в общении, чувствуют себя беспомощными и ведомыми.
Миф №5. Чем больше игрушек, тем лучше
Современный рынок пестрит разнообразием игрушек. Выбрать ту, которая будет не только интересна, но и полезна для малыша, бывает совсем не легко. Часто родители, боясь упустить что-то важное и полезное, скупают детям огромное количество развивающих пособий и игрушек. Да и самим крохам всегда бывает мало. Однако если Вы понаблюдаете за своим малышом, то заметите, что с одними игрушками ребенок играет часто, а к другим почти не проявляет интереса. Психологи утверждают, что наличие слишком большого количество игрушек дома приносит крохе мало пользы. В этом случае они перестают иметь для малыша ценность, а многие из тех, что есть, лежат без дела. Чтобы этого не происходило, время от времени нужно убирать часть игрушек, а когда ребенок наиграется оставшимися, заменять и их. Среди игрушек должно быть разнообразие. Постарайтесь, чтобы у малыша были разные виды игрушек: музыкальные, спортивные, настольные и т.д. При выборе развивающих игр для своего ребенка мы рекомендуем Вам руководствоваться принципом «лучше меньше, да лучше». на возраст ребенка, его потребности и интересы. Кроме этого, детская игрушка должна быть качественной и безопасной. Также для игр вполне можно использовать различные предметы быта, а также игрушки, сделанные своими руками.
Миф №6. Взрослые всегда должны вмешиваться в конфликты детей
Когда малыш попадает в ситуацию конфликта, у родителей часто возникает острое желание вмешаться и защитить своего кроху. Но стоит понимать, что конфликтная ситуация – это бесценный опыт общения со сверстниками и, если воспользоваться ей с умом, то можно извлечь массу уроков. В конфликтах дети дошкольного возраста учатся договариваться и отстаивать свои границы. Поэтому лучше занять наблюдательную позицию и позволить крохе самому справиться с ситуацией. Если же ссора между детьми набирает серьезные обороты (например, есть реальная угроза здоровью), то, конечно, вмешаться необходимо. Спокойно поговорите с малышами, обсудите их эмоции по поводу случившего и причины конфликта, расскажите, как можно решить проблему. Чтобы ребенок, попав в конфликтную ситуацию, мог чувствовать себя уверенно, необходимо научить его таким навыкам, как:
Вступление в диалог;
Поддержание и завершение беседы (умение слушать, ясно высказывать свои мысли, объяснять);
Навыки речевого этикета (ребенок должен знать, какие слова существуют для знакомства, приветствия, прощания, отказа и так далее);
Невербальное общение (умение выразить свои эмоции с помощью жестов и мимики).
По возможности, не вмешивайтесь в детские конфликты, если в данный момент ничего не угрожает здоровью детей и их окружению.
Миф №7. За ложь всегда нужно наказывать
Узнать, что малыш говорит неправду – неприятно и обидно. Одной из распространенных первых реакций взрослых на детскую ложь, является желание наказать кроху, прочитать ему нотацию и заставить извиниться. Такие воспитательные меры, скорее всего, не возымеют успеха и только испортят отношения с ребенком. Чтобы малыш понял, что лгать – не выход, важно правильно отреагировать на его слова.
Будьте спокойны, постарайтесь справиться с негативными эмоциями. Останьтесь с ребенком наедине и обсудите случившееся.
Не устраивайте допросов. Это только усугубит ситуацию и заставит малыша «закрыться».
Четко выразите свою позицию. Дайте отрицательную оценку поступку, но не личности ребенка.
Если Вы догадываетесь о причине лжи, мягко обозначьте это («наверно, ты не хотел меня огорчать», «я понимаю, ты хочешь, чтобы я уделяла тебе больше внимания»). Следите за реакцией ребенка. Дети дошкольного возраста зачастую лгут неосознанно. В этом возрасте воображение малыша развито очень сильно, фантазии часто путаются с реальностью. Кроха может даже не заметить, что он говорит неправду.
Объясните ребенку, что если он признается в содеянном, Вы не перестанете его любить.
Хвалите кроху за честность и не бойтесь признавать перед ним свои ошибки. Чтобы малыш научился быть честным, перед его глазами должен быть правильный пример.
Выводы
Каждый родитель желает для своего ребенка только лучшего и осознает свою ответственность за то, каким он станет в будущем, как будет смотреть на мир и взаимодействовать с окружающими людьми. Задача взрослых – создать для малыша условия для разностороннего и гармоничного развития, поддерживать его, принимать таким, какой он есть. Каждый ребенок по-своему уникален, именно поэтому, воспитывая кроху, не нужно слепо идти на поводу у сложившихся в обществе стереотипов. Будьте союзником для своего малыша, и тогда он обязательно станет счастливым.
- 591 просмотр